Памятник месяца (06.2004)
Фрагмент статуи бога Себека

Оксфорд, Ашмолеанский музей
Из Хавары. Известняк.
XII династия.
кульптурный
бюст бога Себека из собрания Ашмолеанского музея —
один из редчайших дошедших до нашего времени массивных
образов богов, выполненных мастерами Среднего царства. Это время,
ознаменованное созданием потрясающих портретов египетских
божеств, царей и их подданных, воспринимается
сегодня как разрушенная мозаика, отдельные фрагменты
которой свидетельствуют о былом великолепии всего произведения.
Памятник, как и многие другие скульптурные шедевры
второй половины правления XII династии, происходит
из Хавары, царского некрополя, расположенного в юго-восточной
части Фаюмского оазиса. Наиважнейший памятник Хавары —
пирамидный комплекс фараона Аменемхета III. Гигантский
заупокойный храм царя, площадью более 72 000 м2,
примыкал к южному склону пирамиды и был хорошо
известен античным авторам, давшим ему знаменитое название
«Лабиринт».

Реконструкция «Лабиринта»,
выполненная на основе
археологических данных Питри
«Я видел его и нашел, что он выше всякого
описания, — свидетельствовал в 5 в. до н. э.
«отец Истории» Геродот. — Действительно,
если бы собрать вместе все эллинские укрепления
и другие сооружения, то казалось бы, что они
стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт... Правда
были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них
стоила многих, даже огромных сооружений эллинов, но Лабиринт
превосходит самые пирамиды. Это — двенадцать крытых зал,
порталами своими расположенных одна против другой и соединенных
между собою в одно помещение; шесть зал обращены
на север, а шесть — на юг.
Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте
двоякого рода, одни подземные, другие на поверхности
земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы
тысячи в каждой половине. Покои наружные мы видели
сами, ходили по ним, рассматривали их и на основании
этого говорим о них, тогда как о покоях подземных
мы узнавали только по рассказам. Египетские сторожа
ни за что не хотели показывать их нам,
потому что, говорили они, там помещаются
гробницы царей, соорудивших Лабиринт и священных крокодилов.
Таким образом, о подземных покоях мы говорим по слухам,
а наружные, превосходящие дела рук человеческих,
мы осматривали сами. Действительно, переходы через
покои и извилистые повороты от одной залы до другой,
исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли
тысячи чудес... Крыша над всеми помещениями, равно как
и стены, сделана из камня; на стенах в изобилии
рельефные изображения; каждая зала снабжена кругом колоннами
из кусков белого камня, отлично сложенных. К тому
самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает
пирамида в сорок сажен вышиною с огромными высеченными
в стенах изображениями; к пирамиде ведет подземный
ход». (Геродот, История. II, 148).

Руины
припирамидного
комплекса
Аменемхета III.
XII династия
В наши дни от храма остались только горы известняковых
обломков, разрозненные архитектурные фрагменты, части статуй
богов, прежде всего тех, что покровительствовали
Фаюмскому оазису и его «сердцу» —
Меридову озеру. Особое значение в этом регионе
всегда имел крокодилоголовый Себек — великий владыка
водного пространства, бог-творец, «возникший сам собою
в Нуне», обеспечивающий плодородие водам Нила,
повелитель благодатного разлива реки, покровитель охотников
и рыболовов, правитель обитателей прибрежных зарослей
папируса; именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной
сети. В ряде текстов Себек рассматривается как защитник
богов, в частности, Осириса; его свирепость и другие
устрашающие качества якобы отпугивают от богов силы
зла и тьмы. Иногда, в своей свирепой ипостаси,
Себек может быть и районе агрессивным божеством, противником
Осириса и Ра; кроме того, иероглиф, изображающий крокодила
служил определителем в таких словах как «агрессия»,
«вожделение».
В своей «Географии» (XVII, 38, 748) Страбон
повествует о своем посещении столицы Фаюма: «Город
назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом
номе весьма развито почитание крокодила; у них есть
одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере
и прирученное жрецами. Оно называется Сухом (греч.
от «Себек»). Кормят животное хлебом, мясом
и вином; эту пищу всегда приносят с собой
чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное.
Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал
нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру,
захватив от обеда какую-то лепешку, жареного
мяса и кувшин с вином, смешанным с медом.
Мы застали крокодила лежащим на берегу озера.
Когда жрецы подошли к животному, то один из них
открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку,
затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное
прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег.
Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой
приношение из начатков плодов, то жрецы взяли
от него дары; затем они направились бегом вокруг
озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали
животному принесенную пищу».

Себек. Фрагмент рельефа
из храма Себека и Хорура
в Ком Омбо. Птолемеи
Священных крокодилов Себека украшали золотыми перстнями
и диадемами, а после смерти бальзамировали и погребали
в глиняных саркофагах в храмах Крокодилополя и «Лабиринте».
Раскопки легендарного «Лабиринта» в 1888–1889
и 1910–1911 предпринял выдающийся британский археолог
Уильям Мэтью Флиндерс Питри. В северной части храма,
непосредственно у пирамиды, Питри обнаружил два больших
гранитных наоса, в каждом из которых находились
две культовые статуи царя. Вероятно, в древности
комплекс назывался «Аменемхет живущий, пребывающий
в вечности и бесконечности в Доме Себека
в Фаюме». Храм имел уникальный и чрезвычайно
сложный план, состоял из трех или четырех рядов помещений,
связанных разветвленной сетью коридоров. Обширная система
подземных покоев храма, о которой упоминали Геродот
и Плиний Старший так и не была найдена. Страбон
объясняет грандиозность сооружения тем фактом, что каждый
его зал был символически связан с тем или иным
городом или номом Египта. Также возможно, что часть
храма была предназначена для празднования церемонии
«Сед» Аменемхета III. Истинное назначение
знаменитого храма будет выявлено лишь после длительного
и тщательного археологического исследования: большая
его часть так и осталась не расчищенной под песками
Хавара; в настоящее время здесь работает археологическая
миссия музея Метрополитен.
Среди большого числа предметов, найденных Питри в «Лабиринте»
особое значение имеют изображения священных крокодилов Себека,
а в их числе — прекрасный бюст
бога, поступивший на хранение в Оксфорд. Памятник
выполнен из прочного известняка и отличается прекрасной
полировкой. Себек изображен с телом человека и головой
священного крокодила. На его голове — характерный
для искусства Среднего царства длинный трехчастный
парик, отдельные пряди которого выполнены с необычайной
тщательностью. На груди божества — ряды бусин
широкого солнечного ожерелья «усех», на голове,
вероятно, некогда была высокая корона. Особо следует отметить
человеческие уши статуи, обращенные фронтально к тому,
кто совершал перед статуей жертвенный ритуал, чтобы
божество было «слышащим просящего». Поразительным
совершенством отличается сама голова крокодила с массивными
челюстями и глубоко посаженными глазами —
одно из лучших изображений «яростного» владыки
тростниковых заводей Нила в древнеегипетском искусстве.
Публикации
Petrie W. M. F., Wainwright G. A.,
Mackay E. The Labyrinth, Gerzeh and Mazguneh.
— London, 1912.
Uphill, E. P., Pharaoh's Gateway to Eternity.
The Hawara Labyrinth of King Amenemhat III.
— London, 2000.