Павел Флоренский
1935.II.22. № 9
...место называется Филипповским скитом,
т.е. называлось, а теперь зовется Биосадом.
В XVI в. здесь жил Филипп Колычев, впоследствии митрополит Московский, которого удушил
Малюта Скуратов. Находясь на Соловках Филипп проявил большую
энергию и хозяйственность: соорудил систему каналов между безчисленными здешними озерами, механизировал разные предприятия —
мельницы, возку, подъем тяжестей, вообще занимался строительной и инженерной деятельностью.
Недалеко от лаборатории сохраняется избушка, в которой жил Филипп, и даже древняя уборная.
Была здесь также и церковь, но она сгорела до тла.

Павел Флоренский: "...место называется Филипповским скитом,
т.е. называлось, а теперь зовется Биосадом. " Фото Никиты Балабанова. 2006.
Об архитектуре и строениях на Соловках
1935.IX.16. № 30
...в книге Вернадского вычитал о древности карельских кристаллических пород и в особенности о побивших
мировой рекорд по древности синепальских. Это хорошо сочетается с видом кремлевской стены и
строений — из валунов, так что чудится что-то циклопическое, тем более, что башни и все постройки
в нижней части расширяются, как комель у сосен и елей, луковицей. Валуны стен поросли желтым лишаем,
словно выкрашены. Возят грузы здесь больше на быках, очень породистых, массивных и архаичных.
Когда
въезжает в проход Святых Ворот телега, запряженная быком, то представляются времена доисторические,
какой-то архаический ритуал — так сростаются впечатления от величественного быка и тяжелых, несколько
безформенных каменных кладок. Одни из быков здесь высокорогие, с длинными острыми рогами, а другие, и
они особенно стильны, очень тяжеловесные, с короткими, толстыми и тупыми рогами; эти мне ближе, более
египетские.
1935.ХI.1 — 4. № 35
...как-то недавно я осматривал старинную монашескую хлебопекарню. Она — под трапезной.
Это — древнее здание, бывшее когда-то давно местом защиты в соловецкой крепости (в средние века это называлось
«донжон»). Стены здания толщиною около 3 метров и даже внутренние перегородки по 1 1/2 метра. На
подоконниках небольших окон (подоконники — в виде равнобоких трапеций, расширяются внутрь комнаты)
можно поставить стол, стулья, кровать и пр. и жить, как в комнате. Потолки сводчатые. Три громадные
печи, в которых можно выпечь 11/2 — 2 тонны хлеба, даже 3 тонны. Кочерги к печам длиною в 9 шагов
(моих) и весом около 50 кг. Каждая коврига хлеба в 11 кг, а в каждую из печей можно сразу поставить
несколько сотень таких ковриг. Все массивное, что не верится глазам.
Из особенностей здешних построек обращают внимание подъезды ко вторым этажам сараев, складов и
прочих служебных строений. Это — длинные наклонные плоскости, по которым легко вносить или даже
подвозить грузы. Такие подъезды — обычны на Севере, но я видел их впервые на Соловках; устройство
очень удобное и сохранившееся от монахов. Когда разсматриваешь эти старинные постройки, то бросаются
в глаза здешние бревна — закрученные в тугие, с малым ходом, спирали.
Постоянные здешние ветры делают
это обычное у деревьев приспособление (спиральную тенденцию, придающую стволу пружинность) чрезвычайно
ярко выраженной.
1935.ХI.15. № 37
Собор-крепость. Архитектура его весьма своеобразна и я не могу понять, есть ли это продукт местного
сильного и оригинального творчества, или же этот собор построен каким-нибудь западным выходцем.
Стиль собора скорее всего можно охарактеризовать как романский на переходе к ранней готике. Собор
— высокий, монументальный, простой по архитектуре и величественный. Когда находишься в Кремле, то
неоткуда воспринять собор, как целое, и потому он не производит никакого впечатления. Издали же, с
юго-западной стороны, он высится над циклопическими кремлевскими стенами, и отсюда оцениваешь его
архитектурную значительность.
1937.II.5 № 90
Недавно был в первый раз в здешнем соборе, Преображенском.
Это — колоссальное здание
середины XVI в., очень массивное, издалека величественное, но ничуть не похожее на собор, а скорее
на средневековый бург. По существу этот собор и есть крепость с 4 мя башнями по углам. Внутри все
разрушается. Множество голубей приятно воркуют и неприятно гадят на пол. Красивая пятистолпная сень
из золоченного дерева тонкой резьбы. В алтаре лежит старинная стенобитная машина и петровских времен
своеобразный экипаж на огромных, выше меня ростом, колесах — для перевозки судов. Этот экипаж
напоминает телегу, но не людскую, а великанскую. Холод в соборе несказанный, и я так промерз, что
думал не сумею уйти оттуда. Правда, я не оделся соответственно.
Флоренский о соловецких лабиринтах
1935.III.3. № 10
Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые
в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней,
преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки
с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно
к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр
обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути
приходишь на старое место.

Павел Флоренский: "Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших
и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре,
выйти наружу, — первоначально по крайней мере..."
Фото Ивана Антипенкова. 2006.
Форма лабиринтов различная — круглая, эллиптическая,
подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее
маленькую гробницу... Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они
относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и ко временам примернo V — VI века до
нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие
эти постройки от германцев.
Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и
назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, —
первоначально по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, — дело
темное. Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт — вероятно родственны
между собою и с Лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начинающимися
огромным дворцом-лабиринтом Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров
поперечником, а затем — узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими
десятками метров. Соловецкие — меньше.