 Тема: #32384 15.08.04 02:29 Просмотров: 6720 [101]
Сообщений: 87 Оценка: 5.00 Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >> Не показывать | Исправить | ОтветитьСпасибо Людмиле Шеяновой!!! Это ее стараниями я попал в это замечательное место. И вот сейчас, подумав малость, решил открыть отдельную тему по этому поводу, а не загружать эти многочисленные фотографии в многострадальную 26584-ю...
---------------------------------------------------
Сам по себе замысел этого места эпохален и мифологичен. Можно по-разному относится к патриарху Никону вообще и к данной его задумке, в частности - но глобальность замысла и его реализованного воплощения несомненна.
Ментальность средневекового человека - тема сложнейшая. В данном случае, перед нами - позднесредневековое мышление, впитавшее в себя более 10 веков западной и восточной средневековой мысли. Поздняя схоластика с ее строжайшей логикой столь трудно постижима современным человеком, поскольку она - совершенно иная, пронизана насквозь Горним миром, отражающимся в мире дольнем. Хорошо это или плохо - вопрос уже второй.
Отточенное логическое рассуждение. Иерусалим - место святое и желанное для каждого православного христианина. Но он далеко, и дорога к нему трудна и опасна. Однако, Русь - она ведь тоже Святая. И если Москва есть Третий Рим и духовное Средовище всей христианской Ойкумены, то почему не встать рядом с ней и Второму - Новому - Иерусалиму?..
...Вспомним "крестовый поход голытьбы" во время Первого Крестового Похода, когда неграмотные толпы, подходя к каждому городу на своем пути, громко вопрошали: "Не Иерусалим ли это?!.." По неграмотности, из-за незнания географии?.. Отчасти, но - не только. В людях жила наивная вера, что Господь в любой миг может переместить Иерусалим поближе к ним!
И вот, несколько веков спустя, русский патриарх на подобное (неозвученное) чаяние своей паствы громогласно отвечает: "КОНЕЧНО, ЭТО - ИЕРУСАЛИМ!" И - возводит Храм, повторяющий Храм Воскресения Христова на Голгофе! В нем есть все: Камень Помазания, Голгофа... В нем есть кувуклия - Гроб Господень!!! Совершенно очевидно, что речь шла не о простой "копии". Никон ни более, ни менее, как САКРАЛИЗОВАЛ пространство, провозгласив его ПРИ-ЧАСТНЫМ к реальности Иерусалима Подлинного. Для него в этом не было ничего невозможного. При этом сам Иерусалим, в свою очередь, оказывался неотъемлемо ПРИ-ЧАСТНЫМ к ПРИЧАСТИЮ, к Евхаристии. Ведь, по сути дела, каждодневно приносимая нами, христианами, в храмах Безкровная Жертва не есть повторение Жертвы, принесенной Христом, а приобщение к Единой и Неделимой Евхаристии, совершенной Спасителем в той самой горнице...
И это свое средневековое (этот термин я, как вы уже поняли, употребляю не как уничижительный, а напротив, как хвалебный) вИдение патриарх Никон воплощает с поистине ренессансным, титаническим размахом. Вокруг воссозданного (вместе с огромным множеством святынь!) храма искапывается поток Кедрон. А за пределами монастыря возникают Фавор... Кармель... Вифлеем... Святая Земля отныне - не за морем, она теперь здесь, рядом с Первопрестольной!
Что это было для Никона: горение верой, подвигающее его на космологические пертурбации?.. Или безмерная гордыня?.. Бог весть, а не мы. Мы же можем - приехать сюда, в Новый Иерусалим, и через его сопричастность Святой Земле, постараться сами стать сопричастными Ходившему по этой земле 2000 лет назад...
---------------------------------------------------

Новый Иерусалим - храм
Источник: www.cirota.ru
|
|